Вышивка гладью
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
Виды швов



«Узелки» . Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.
Шов «россыпь»— самый подходящий для изображения тени. Стежки можно делать разные по размеру — от 2-3 мм до 1 см длиной, и даже длиннее Используйте хлопковую или шелковую нить в одна или два сложения; можно воспользоваться искусственным шелком. Крошечные стежки помогут передать шероховатость камня или поверхность травы. Для этого шва ткань должна быть натянута на пяльцы очень туго. Можно использовать в качестве настила.
Шов "петля вприкреп" состоит из петель, закрепленных короткими стежками (одним или несколькими). Является разновидностью тамбурного шва. Шов "петля вприкреп" применяется в вышивке гладью. В зависимости от вышиваемого изделия, толщины ткани, узора подбирается соответствующий тип ниток. Сначала нужно закрепить нитку на изнаночной стороне работы. Затем нитку с иголкой вывести на лицевую сторону в точке 1. Сделать петельку, иголку при этом вывести на изнанку в точке 2 (рядом с точкой 1). Затем иголку с ниткой вывести на лицевую сторону в точке 3 над выполненной петелькой. Расстояние между точками 2 и 3 зависит от величины выполняемой петли. Затем закрепить выполненную петлю стежком 3-4 (длина стежка зависит от узора).
Шов «цепочкой» (или «тамбурный») представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Положение иглы при шитье шва цепочкой – кончик иглы всегда движется «на себя». Выполняется шов цепочкой следующим образом: Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону, кладем нитку петлей и придерживаем её большим пальцем левой руки, вводим иглу с лица на изнанку в место предыдущего прокола (т.е. откуда выходит рабочая нить), направляем иглу вниз на 3-4 нитки и прокалываем с изнанки на лицо так, чтобы игла оказалось над петлёй.
Петельный шов (краевой). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм. Стежки могут быть разной длины , группироваться по 3 и более стежков. Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4—6 мм, располагая их между стежками синего цвета.

«Дырочки». Рисунок обметываем по контуру, затем дыроколом или штопальной иглой прокалываем ткань в
«Цветочек». Сначала выполняется дырочка, затем пышечка. Каждый лепесток вышиваем поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу. Стежки располагаем перпендикулярно к радиусу или вдоль его.
«Листик в раскол». Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.



Художественная цветная гладь выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Гладьевой валик представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нить ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрываютпропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Владимирский шов - "верхошов" выполняется на льняных тканях, на сукне, шерсти. Этот шов вышивают в 6-8 ниток мулине или шерстяной нитью оттенками красного, синего, желтого, зеленого цветов. Сначала нить нужно закрепить в нижней части обшиваемого контура. Затем сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Остальные стежки выполнять на небольшом расстоянии друг от друга. Стежки на лицевой стороне должны лежать не очень плотно друг к другу, но чтобы не было видно просветов ткани. Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, с изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора.
Теневая гладь. Здесь главная задача передать с помощью стежков и цветов ниток чередование света, полутеней и теней на вышивке. Стежки могут быть какими угодно, важно выдерживать правила - освещенные участки вышивки вышиваются светлыми тонами, затемненные - темными, полутень - плавным переходом светлых тонов к темным. Для такого плавного перехода стежки вышиваются различной длины, оставляя небольшие промежутки. Направление стежков определяется рисунком. При выполнении темной тени эти промежутки вышиваются светлыми тонами, частично закрывая вышитые ранее стежки. Для светлой тени - темными. В итоге, благодаря затенению, создается рельефность, объем и живописность.